Создание РППС ДОУ основано на «Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста», размещенных на сайте ФГАУ ФИРО.
Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада выстроена в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
- Информативность среды предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
- Педагогическая целесообразность позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство групп и участков оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем;
- Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды группы в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональность среды предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды. В группах имеются полифунциональные (не обладающие жестко закрепленным способом употребления) предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в игре;
- Вариативность среды определяется содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями. В группах выделены различные центры активности, обеспечивающие свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, стимулирующие творческую активность детей;
- Доступность среды — все помещения ДОУ, где осуществляется образовательный процесс, доступны для всех воспитанников, в том числе детей с ОВЗ. Воспитанники имеют свободный доступ к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
- Безопасность предметно-пространственной среды ДОУ соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования всех ее элементов (качество материалов, надежность крепления, целостность и т.д.).
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивает возможности:
- осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми;
- организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основная форма работы с детьми дошкольного возраста и ведущий вид деятельности в ДОУ — игра;
- организации разнообразной игровой деятельности;
- выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;
- освоения детьми, в том числе детьми с ОВЗ образовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- учета национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
- использования образовательных технологий деятельностного типа;
- эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников;
- физического развития воспитанников;
Предметно-развивающая среда ДОУ создана с учетом принципа интеграции образовательных областей, учета полоролевой специфики.
Игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция отвечают принципам:
- учета возрастных особенностей;
- соответствия санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
- способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также активизации двигательной активности ребенка;
- способствуют развитию ведущей деятельности — игровой полифункциональности. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления;
- возможность применения игрушек в совместной деятельности. Игрушки пригодны к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициируют совместные действия — коллективные постройки, совместные игры;
- дидактические свойства. Игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки);
- принадлежность к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.
Оборудование для продуктивной деятельности:
- набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации;
- оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности:
- включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал;
- оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания;
- группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.
Материалы и оборудование для двигательной активности (объекты спорта)
- оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания.
Индивидуализация в развивающей предметно-пространственной среде